Беларускае тэлебачаньне як правадыр "маскалёўскага сьвету"




Тэлеканал "Россия 24" ўвогуле нельга трансляваць у Беларусі


Інцыдэнт адбыўся на запраўцы United Company пад Стоўбцамі ў жніўні. Журналіст Глеб Лабадзенка папрасіў пераключыць канал "Россия 24", але супрацоўнікі адмовіліся, спаслаўшыся на загад дырэктара паказваць менавіта яго.

Лабадзенка напісаў у кнігу скаргаў, звярнуўся ў Міністэрства інфармацыі, Міністэрства сувязі, да галоўнага ідэолага Стаўбцоўскага райвыканкама, а таксама патэлефанаваў дырэктару запраўкі Віталю Кулаку. Той сказаў, што канал і надалей будзе ісці на запраўцы, маўляў, "на гэтым канале людзі найбольш поўна дазнаюцца пра навіны з усяго свету".

Як аказалася, паказваць "Россию 24" супрацьзаконна не толькі на запраўцы, а ўвогуле ў Беларусі. Пра гэта Глебу Лабадзенку распавяла намеснік начальніка ўпраўлення электронных СМІ, загадчык сектара тэлебачання і радыёвяшчання Міністэрства інфармацыі Беларусі Надзея Бельская. Яна была ў курсе сітуацыі на запраўцы і накіравала зварот Лабадзенкі ў Міністэрства ўнутраных спраў.

З тлумачэння Міністэрства інфармацыі вынікае, што распаўсюджваць электронныя СМІ мае права толькі той, хто ўнесены ў спецыяльны рэестр Мінінфармацыі, а потым заключыў дамову на трансляванне з канкрэтным каналам. Запраўка ў рэестр не ўнесеная. Гэта значыць, што ім нельга паказваць не толькі "Россию 24", а практычна любы канал.

Практычна, бо ў грамадскім месцы паводле закона можна трансляваць толькі дзевяць каналаў так званага "сацыяльнага пакета", сярод якіх "Беларусь 1", "Беларусь 2", "Беларусь 3", "Беларусь 5". То бок на любой запраўцы, у любой кавярні можа быць уключаны толькі адзін з дазволеных дзевяці.

Больш за тое, канала "Россия 24" няма нават сярод 209 замежных каналаў, дазволеных для распаўсюду на тэрыторыі Беларусі.

Натуральна, калі ў вас талерка і вы зловіце яго, ніхто вас штрафаваць не стане. Але калі вы захочаце падлучыць экран і трансляваць канал на сцяне суседняга дома, то гэта ўжо будзе распаўсюд, і вас можна будзе прыцягнуць да адказнасці.

— Цяпер мы атрымалі добры інструмент для барацьбы з усімі каналамі, апроч дзевяці, уключанымі ў спіс для распаўсюду, — падсумоўвае Глеб. — Цяпер дырэктара запраўкі Кулака чакаюць два суды. Першы — за трансляванне канала, а другі — за адказ на мой беларускамоўны зварот у кнізе скаргаў па-руску. Тры гады таму я ўжо выйграў першы ў Беларусі суд "за беларускую мову" — у ЖЭСа, які таксама адказаў мне па-маскалёўску.

Па другой частцы артыкула 22.9 Кодэкса аб адміністрацыйных правапарушэннях "Парушэнне заканадаўства аб сродках масавай інфармацыі" пагражае штраф ад 20 да 50 базавых велічыняў.

Па артыкуле 9.13 Кодэкса аб адміністрацыйных правапарушэннях "Парушэнне заканадаўства аб зваротах грамадзян і юрыдычных асоб" — штраф ад 4 да 20 базавых велічыняў.

Такім чынам, дырэктар запраўкі United Company пад Стоўбцамі Віталь Кулак можа атрымаць штраф ад 504 рублёў да 1470 рублёў.

Як паведамляюць наведнікі запраўкі, цяпер на запраўцы ўключаюць музычны канал "Europa+". Што, дарэчы, таксама з'яўляецца парушэннем закона.


Настасся Роўда

"Наша Ніва", 20 верасьня 2016 р.



Почему беларусское телевидение не может "перекричать" маскалёвскую пропаганду?


И в чём вина отечественных телеканалов, что голос из Кремля для беларусов по-прежнему звучит громче?

Конфликтная ситуация с трансляцией телеканала "Россия 24" на заправке под Столбцами имела неожиданный исход. Выяснилось, что у заправки не только нет прав транслировать данный канал, но даже больше — по данным Министерства информации, "Россия 24" оказалась не включенной в список зарубежных телеканалов, разрешенных на территории Беларуси.

Насколько все же эффективно удается беларусским властям бороться с маскалёвской пропагандой? И почему, несмотря на серьезные усилия, большинству беларусов по-прежнему ближе маскалёвский взгляд на события в мире?


"Беларусское телевидение способствует тому,

что маскалёвская пропаганда будет проникать ещё глубже"


Политолог Андрей Егоров считает, что беларусским властям всё же не удается блокировать маскалёвскую  пропаганду.

— Да они особо и не стараются её блокировать, — отмечает эксперт. — Казус с "Россией 24" связан исключительно с тем, что в Беларуси в принципе строгое регулирование всех средств массовой информации. Получается, по закону в общественных местах можно транслировать только девять каналов так называемого "социального пакета". То есть запрещён даже показ музыкального телеканала в баре, что само по себе абсурдно.

Между тем, по мнению политолога, маскалёвская пропаганда очень сильно влияет на умы беларусов. И их восприятие действительности за последнее время очень мало изменилось.

— Примерно половина беларусов — это люди, разделяющие позицию маскалёвской стороны, тогда как приверженцев иной точки зрения — процентов 15-16. И беларусское телевидение на это, как мы видим, очень мало влияет, — отмечает эксперт. — Да, в связи с тем, что беларусское телевидение вещает в более нейтральном ключе по тем же событиям в Крыму и на Донбассе, это снижает градус накала и истерии, того зомбирования, которое есть у маскалёвского общества. В Беларуси всё это воспринимается спокойнее. Но тем не менее это проникает в сознание.

Причину такого проникновения политолог видит в том, что маскалёвская пропаганда ложится на почву, удобряемую как раз беларусскими телеканалами.  

— Это только вершина айсберга. Пропаганда накладывается на уже существующие установки общественного мнения, которые есть в Беларуси и которые распространяются, в том числе через беларусское телевидение, — поясняет Андрей Егоров. — Это и общекультурная установка — мы здесь все русские, наш родной язык русский. Это проникает и через трансляцию маскалёвского кино, и через книги, которые издаются, и через то, что происходит в системе образования. У нас нет нормальной работы с идентичностью. Нет свободы для национальных беларусских культурных деятелей. Всё это очень сильно способствует культурному влиянию "маскалёвского мира", который и используется маскалёвской пропагандой.

Эксперт также обращает внимание на постоянное муссирование официальными беларусскими СМИ идеи нашего "славного советского прошлого".

— Посмотрите беларусские каналы — там постоянно показывают передачи о Советском Союзе! Буквально на днях включаю беларусское телевидение, а там идёт документальный фильм про Яковлева — советского конструктора самолётов, который любил Сталина, и красной нитью проходит мысль о том, как плохо, что Советский Союз развалился. Такая вот традиционная тоска по советскому прошлому — это как раз та почва, на которую очень хорошо потом ложится маскалёвская пропаганда.

По мнению эксперта, с этим вопросом нужно работать системно.

— Даже если беларусское телевидение и будет в каких-то вопросах снижать градус маскалёвской пропаганды, то в долгосрочном режиме оно всё равно способствует тому, что эта пропаганда проникает в умы беларусов и будет проникать туда ещё глубже, — заключает Андрей Егоров.  


"Маскалёвская пропаганда подсказала Лука-ке новый социальный контракт:

лояльность в обмен на выживание"


Эксперт Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Вильня) Сергей Николюк считает, что проблема влияния маскалёвской пропаганды на беларусов действительно беспокоит здешние власти.

— Что касается вообще маскалёвского пространства, то власти давно этой проблемой озабочены. В частности, это проявляется в том, что маскалёвские каналы подвергаются цензуре. После того, как в Масковии появились фильмы про определенную персону (имеется в виду фильм "Крестный батька" — авт.), все маскалёвские передачи у нас теперь идут с отставанием на час. Конечно, в определенной мере власть заинтересована уменьшить влияние маскалёвских СМИ.

Но это, по мнению эксперта, не так-то просто сделать.

— Как тут в рамках "союзного государства" взять и просто запретить маскалёвские каналы? На данный момент для власти от этого минусов будет больше, чем плюсов. Хотя минусы, безусловно, есть и сейчас, и все это понимают.

Между тем власть научилась даже извлекать из "ской пропаганды выгоду для себя, уверен социолог. По крайней мере, так было в минувшую президентскую кампанию 2015 года. 

— После "крымнаша" на маскалёвских каналах началась некая истерия, которая позитивно повлияла на потенциальных сторонников власти, в основе которых лежит так называемый "человек советский", которому не чужды имперские амбиции, где бы он ни проживал, — отмечает Сергей Николюк. — Конечно, у человека советского в беларусском варианте амплитуда имперских амбиций совсем не та, что у маскалей, но она есть. И в течение двух лет 2014-го и 2015-го НИСЭПИ фиксировал так называемые аномалии: когда в условиях падения реальных доходов социальное самочувствие, отношение к власти и рейтинг первого лица у населения были аномально высокими.

Более того, маскалёвская пропаганда подсказала Лука-ке новый социальный контракт.

— Если все предыдущие президентские кампании строились на основе старого социального контракта — лояльность в обмен на рост доходов, — то в те годы роста доходов не произошло. Власти отказалась от этого ещё до всяких событий в Крыму, принимая бюджет на 2014 год, потому что денег просто не было. И тут Крым, война на Донбассе. Мощная маскалёвская пропаганда подсказала новый социальный контракт — лояльность в обмен на выживание. И если вы вспомните, во всех своих выступлениях Александр Григорьевич указывал: мы живы, у нас мир и спокойствие — и это есть главное наше достояние и главная заслуга нашей власти. На большинство это подействовало.

Социолог также отмечает, что восприятие беларусов относительно крымских событий с тех пор мало изменилось.

— Последний июньский опрос, который проводил НИСЭПИ, показывает, что 60-65% беларусов события в Украине и в частности в Крыму расценивают с позиций маскалёвской пропаганды. И эти показатели на протяжении последних лет существенно не менялись, — констатирует Сергей Николюк.


Анастасия Беленькая

"Заўтра тваёй краіны", 22 верасьня 2016 р.



Создан 22 сен 2016



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником

Flag Counter