Мы не окраина "великого" русского народа"

Нельзя позволять, чтобы о твоём народе говорили, что это люди без рода и племени.



Беларусская история насчитывает не одну сотню лет, почему Беларусь это не окраина "великого" русского народа" рассказала заведующая Центра археологии и древней истории Беларуси Института истории НАН, доктор исторических наук, профессор Ольга Левко.

— В чём заключается ваша концепция?

— Мы считаем, что в процессе формирования государственности на землях восточных славян на равных участвовали три центра — Новгород, Полоцк и Киев. Разница в том, что в Новгород был призван варяжский князь Рюрик, чтобы объединить живущие там этнические группы. В Киеве тоже были варяжские правители Аскольд и Дир. В отличие от Новгорода, киевляне их не приглашали. Варяги осели там, двигаясь по Днепру на юг, и стали править с согласия местных элит.

Указаний, что кого-то призывали на Полоцкую землю, в летописях нет, как и нет чётких археологических подтверждений варяжского населения.

— А князь Рогволод? В учебнике истории сказано, что "он пришёл из-за моря".

— Рогволод — это первый полоцкий князь, имя которого упоминается в летописях. Он правил во второй половине Х века. Имя скандинавское. Можно полагать, что так или иначе скандинавский князь появился и в Полоцке. Но к тому времени там уже полтора века правил кто-то из местных, и приход Рогволода существенно не повлиял на уклад жизни.

— Какие отношения были между Новгородом, Киевом и Полоцком?

— Есть летописные сообщения, что Рюрик в 862 году пришёл в Новгород, а уже в 864-м "раздал своим мужам" города, в том числе Полоцк. Часть историков трактовала это как "дал в управление". На самом деле ни в одном из "розданных" Рюриком городов нет следов пребывания варягов во власти, по крайней мере, таких как на новгородском городище. Это наталкивает на мысль, что раздача подразумевала взимание дани.

— То есть Полоцк откупался от более сильных соседей?

— Именно. Но если Рюрик отправил собирать дань с Полоцка, то Полоцк сделал своими данниками прибалтийские земли. И князь Олег (преемник Рюрика — Прим.) выплачивал варягам дань за Новгород, чтобы сохранить его самостоятельность. Получается круговорот зависимости — финансовой, но не политической. Это не значит, что все города должны были быть в одном государстве, хотя Новгород с Киевом в конце IX века объединились в Киевскую Русь.

— Полоцк входил в её состав?

— В ХІ веке, когда Киевом правил Ярослав Мудрый, он отдал полоцкому князю, своему племяннику Брячиславу, три волости — Менскую, Витебскую и Усвятскую. Это было сделано, чтобы Брячислав поддержал Ярослава в борьбе с его братьями, которые тоже хотели быть великими князьями киевскими.

Если бы Полоцкая земля была на тот момент одним из второстепенных княжеств в составе Киевской Руси, вряд ли Ярослав Мудрый просил бы "быть с ним за один", как сказано в летописях, и ещё давал земли за поддержку. Такой шаг возможен только в отношении другого государства. Это для нас знак, что Полоцкое княжество было самостоятельным, а не входило в состав Киевской Руси. На этом молчаливо сходятся маскалёвские и украинские историки и сегодня.

— Молчаливо?

— Они как бы не замечают Полоцкую землю как объект государственного значения того же уровня, что и Киевская Русь. Полоцк постоянно пытаются поставить на уровень второразрядного княжеского центра, как Смоленск или Чернигов. В учебниках сказано, что в пору феодальной раздробленности на территории Киевской Руси возникает множество княжеств, в том числе Полоцкое. На самом деле были княжества как внутри Киевской земли, так и внутри Полоцкой: Менское, Друцкое и Витебское.

С конца XIX века историки считали, что Полоцкая земля сначала принадлежала Новгороду, потом Киеву, хотя уже краткие летописные сообщения свидетельствуют о другом. К тому же мы имеем археологическое подтверждение развитию городских центров на территории бывшей Полоцкой земли. Мы также видим, какие из них позже стали центрами самостоятельных удельных княжеств внутри Полоцкой земли, а не внутри "древнерусского" государства.

— Получается, раньше самостоятельность Полоцкого княжества историки недооценивали?

— Они её просто игнорировали, будем говорить открыто. Исторические процессы на территории восточных славян трактовались не в пользу беларусских земель, что даёт некоторым повод говорить: "Да не было этих беларусов! Им 25 лет! Не было у них никогда своего государства, своей территории, своей культуры и языка, они все никто!".

— В материале "Взгляда" о вашей концепции сказано, что в древнерусском государстве не было ни маскалей, ни украинцев, ни беларусов, а были славянские племена, которые перемешивались.

— Нам всё время навязывают идею, что была единая древнерусская народность. Но позвольте, если мы все так сильно перемешались ещё на том этапе, то какие же тогда основания у маскалей и украинцев говорить, что это их территория, это их история, это их корни? Если мы так сильно перемешались, то мы тоже можем присваивать себе и Киев, и Новгород. Но мы же этого не делаем.

— Ваша концепция затрагивает исторический период от IX до XVIII века, но во времена ВКЛ и Речи Посполитой Беларусь не была самостоятельной.

— ВКЛ и Речь Посполитая не уничтожили экономических и культурных традиций, заложенных ещё во время существования Полоцкой земли. Территория осталась, неважно, чья власть пришла. У людей, живущих на этой территории, была своя историческая память. Она способствовала тому, что эти люди к XVI веку сформировали самостоятельную беларусскую народность, отличную от украинской и маскалёвской.

Это не окраинные зоны "великого" русского народа", как их иногда пытаются представить. "Великий" русский народ сформировался в равно тех же условиях и на тех же основаниях, как и два других великих народа восточнославянской общности, хоть и с меньшими территориями.

— Из вашего рассказа получается, что история — очень "политическая" наука.

— К сожалению, почти на всех этапах своего развития история политизировалась, но есть постоянные величины, из которых вырастают истории отдельных народов. Конечно, всякому государству хочется видеть себя "красивым" в древности. Это в том числе и о наших ближайших соседях можно сказать. Но позволить, чтобы о твоем народе говорили, что это люди без рода и племени, мы тоже не можем. И не потому, что мы хотим политически красиво выглядеть, а потому, что у нас есть все исторические основания.


Ольга Корелина


"Хартыя'97", 22 сакавіка 2017 р.

 



Создан 22 мар 2017



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником

Flag Counter