Шесть главных отличий беларусов от маскалей

(Маскалёўскаю моваю, каб тыя зразумелі)



Нам по праву есть чем гордиться.


Достаточно многим беларусам не нравится, когда за рубежом нас путают с Масковией и называют маскалями. Но ещё больше нам не нравится, когда сами маскалі с долей пренебрежения относятся к нашей независимости, культуре и языку. Интернет-журнал MEL, выступая за мир во всём мире, решил собрать доказательства отличий беларусов от маскалей, пишет блогер luchecon.


Беларусы — это западные балты с примесью славянской крови. Различия генетического уровня


Пару лет назад в Масковии были проведены исследования под названием “Русский генофонд”. Правительство даже выделило грант учёным из лаборатории центра Российской академии медицинских наук. Учёные впервые в истории Масковсии смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда маскалёвского народа. Оказалось, что маскалі — это никакие не восточные славяне, а финны.


Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между маскалями и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между маскалём и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Проще говоря, генетически они идентичны.


Результаты анализа ДНК показали, что ещё одна ближайшая родня маскалей, кроме финнов, — это татары: маскали от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют их от финнов.


Анализ генофонда беларусов показал, что они генетически очень далеки от маскалей, фактически идентичны северо-восточным полякам — то есть жителям польской провинции Мазова. То есть, изучение генофонда только подтвердило исторические реалии: беларусы — это западные балты (с некоторой примесью славянской крови), а маскали — финны.


В 2005 роке в Беларуси были опубликованы результаты аналогичных исследований. Издательство “Тэхналогія” опубликовала книгу Алексея Микулича “Белорусы в генетическом пространстве. Антропология этноса”. Выводы автора очень схожи с мнением маскалёвских коллег. Каждый из трёх восточно-славянских этносов, согласно антропологическим данным, имеет свою уникальность. Они формировались в разном географическом пространстве, на особых субстратных праосновах.


Помещенная в книге графическая интерпретация обобщенных характеристик их генофондов позволяет наглядно увидеть степень схожести и различия. “Этнические облака” [этнос каждого народа был представлен облаком и в зависимости от схожести, соприкасался с “другими облаками”] беларусов и украинцев довольно компактные и на приложенной диаграмме частично перекрываются.


Маскалёвское же “облако” очень размытое, и только незначительная его доля перекрывается с первыми двумя. В то время как украинское “этническое облако” вообще не граничит с финно-угорскими, а беларусское только касается их — центр “этнического облака” маскалёвских популяций находится в одном кластере с финно-угорскими, а не славянскими этносами.


“С кем быть Литве — извечный спор славян”. Различия этноса беларусов и маскалей


Если верить энциклопедии “Беларусь”, беларусский этнос сформировался в XIII-XVI веках, пройдя стадии от объединения племенных союзов через народность до нации.


То есть, он сформировался ещё до агрессий царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, а к времени маскалёвской оккупации ВКЛ 1795 рока это был давно сложившийся этнос со своей многовековой историей национальной государственности.


Ибо в Речи Посполитой ВКЛ обладало всеми государственными атрибутами: своей властью (канцлеры ВКЛ, ни одного жемойта — почти все беларусы, несколько поляков), своей национальной беларусской армией, своими законами страны (Статуты ВКЛ — на языке беларусов, до сих пор не переведены на язык жемойтов и аукштайтов), своей национальной валютой (это беларусский талер, чеканившийся несколько веков вплоть до 1794 рока, когда последний беларусский талер отчеканил Гараденский монетный двор) и т.д.


При этом, говоря сегодня о беларусском этносе, надо прежде всего понимать, о чём вообще идёт речь. Белорусы (как этнос с таким названием) появились только в 1840 роке, когда были переименованы царизмом из литвинов в “белоруссцев” после восстания 1830-1831 рр. После восстания 1863-1864 рр., когда литвины выступали уже “белорусами”, генерал-губернатор Муравьёв запретил и само придуманное идеологами царизма и Тайной Канцелярией “Беларусь”, введя вместо него “Западно-русский край”. Поэтому термин “Беларусь” и “белорусы” — крайне условен, это порождение царизма, им и запрещённое. И, например, литвинами или тутэйшими (местными) себя продолжали именовать все селяне Менской области даже в начале 1950-х роков, согласно опросам этнографов.


К 1840 року последовал целый ряд репрессий царизма против захваченного народа, посмевшего во второй раз восстать. Была уничтожена указом царя Униатская церковь в Беларуси, запрещено богослужение на беларусском языке и книгоиздание, упразднено действие Статута ВКЛ (действовавшего, кстати, только в Беларуси, не в Жемойтии — ныне Республика Летува), запрещено само слово “Литва”. Хотя ранее Пушкин именно о беларусах писал в своих стихах по поводу восстания 1830-1831 рр. “Клеветникам России”: “С кем быть Литве — извечный спор славян”.


То есть, с точки зрения науки, говоря о беларусах и маскалях, мы говорим уже не о народах и этносах, а о НАЦИЯХ соседей. Это совсем иная категория, где уже неуместны мысли о “слиянии народов” якобы под предлогом их какой-то “этнической общности”. НАЦИИ никогда не могут слиться друг с другом, ибо по определению не предрасположены к этому.


Мы всегда принадлежали к европейской культуре. Различия менталитета


“Беларус — совсем не имперский человек, ему никогда и в голову не придёт идея мировой революции или Третьего Рима” — утверждает философ, эссеист и литературный критик Валентин Акудович. Со словами известного беларусского представителя культуры можно легко согласиться. Владимир Орлов, к слову тоже известный беларусский писатель и историк, в одном из интервью сказал “Беларусы исторически и ментально — европейцы. Это очень шокирует всех, кто пытается ближе познакомиться со страной.


Люди удивляются тому, что у беларусских мест было Магдебургское право, что в Беларуси тоже был свой Ренессанс. Мы всегда принадлежали к европейской культуре, здесь проходила граница между Европой и Азией. Мы жили в империи — Великом княжестве Литовском, — которая простиралась от Балтийского до Чёрного моря, но это была не империя.


Были совершенно другие принципы построения государства, все были одним народом, были толерантность и терпимость. На площадях беларусских мест мирно уживались православная, католическая и униатская церкви, синагога и мечеть. Тут мы отличаемся и от Западной Европы, у нас никогда не было религиозных столкновений и таких событий, как Варфоломеевская ночь”.


“Несмотря на все старания маскалёвских историографов, Московское княжество столетиями было под игом Золотой Орды. По сути, потом они так и не освободились от этого гнета — ментально, разумеется. Даже после ухода Орды всё осталось то же самое: и построение государства, и военная доктрина, идея доминирования если не во всём мире, то на значительной его части. Оттуда сохранилась у маскалей мысль, что “если эти земли не захватим мы, то захватят наши враги и оттуда будут угрожать нам”. События в Украине свидетельствуют о том, что такая ментальная ситуация существует и сейчас”, — также считает Валентин Акудович.


IQ больше на единицу


В этом плане беларусам тоже есть чем похвастаться: средний IQ у представителей нашей национальности — один из высоких в мире: 97. У жителей же нашей восточный соседки показатель интеллекта на балл меньше — 96.


“Працуй пільна — ды будзе Вільня!”. Разный сказочный герой


Самый обычный герой маскалёвских сказок — Емеля, который сидит на печке и хочет, чтобы по щучьему веленью ему всё досталось. Или Иван-дурак, имеющий папу-царя и занимающийся не пойми чем. Герой же беларусских сказок: “працавіты ды мужны Янка», работающий целыми днями и терпящий издевательства “паноў ды ўлады”. Лодырь в беларусских сказках высмеивается, детей учат, что настоящий герой тот, кто долго и упорно работает, несмотря на удары судьбы. В общем “Працуй пільна — ды будзе Вільня!”.


В маскалёвских сказках всё абсолютно наоборот. Существует интересное исследование беларусских сказок, написанное культурологом Юлией Чернявской. В наших сказках есть другая травма: например то, что у нас нет счастливого героя, у которого есть всё, а ему за это ничего плохого не будет. Все беларусские сказки — про тяжелую работу, а если при этом ты находишь какой-то клад, то тебя очень сурово покарают. Наши сказки не про лень, а про работу.


Совсем разные. Беларусский и маскалёвский язык


В последнее время главное отличие беларусов от маскалей набирает популярность в нашей стране. Проводятся беларусскоязычные спортивные мероприятия, открываются бесплатные курсы изучения “роднай мовы”. Конечно, беларусский язык довольно похож на маскалёвский, но зная тот же украинский или польский, можно увидеть, что с ними мова схожа намного больше.


Доказать же то, что беларусский — самостоятельный язык и уж никак не придаток маскалёвского, можно проанализировав несколько базовых слов. “Благо” в маскалёвском языке означает “хорошо”. В беларусском же “блага” означает “плохо”. Когда корневые базовые слова имеют совершенно разные смыслы, это говорит и о том, что языки совсем разные.


Авторы публикации ни в коем случае не ставят целью разжечь вражду между маскалями и беларусами: “Мы лишь хотим показать, что беларусы — самостоятельный народ с богатой историей, аутентичной культурой и красивейшим языком. Нам по праву есть чем гордиться”.


“Хартыя'97”, 12 жніўня 2018 р.

 



Создан 12 авг 2018



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником

Flag Counter